29. Технология проведения современных уроков в педагогическом колледже (училище).
Технология обучения представляет собой область применения системы научных принципов к программированию процесса обучения и использованию их в образовательной практике с ориентацией на детальные и допускающие оценку цели обучения; она ориентирована в большей степени на учащегося, а не на изучаемый предмет; на проверку сложившейся практики (методов и техники обучения) в ходе эмпирического анализа и широкого использования аудиовизуальных средств в обучении, определяет практику в тесной связи с теорией обучения» (Ф.Янушкевич).
Классификация технологий: педагогическая технология (как набор процедур, обновляющих профессиональную деятельность педагога), социальная технология (как набор процедур, подвергающих изменению и приспособлению к новым социальным условиям); технологии самообразования. Виды педагогических технологий: технологии воспитания, технологии обучения, технологии общения.
Г.К. Селевко полагает, что педагогическая технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью ученика и учителя, её структурой, средствами, методами и формами. Поэтому, согласно его теории, в структуру педагогической технологии входят:
1. Концептуальная основа;
2. Содержательная часть (цели обучения – общие и конкретные, содержание учебного материала);
3. Процессуальная часть – технологический процесс (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности школьников, методы и формы работы учителя, деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала, диагностика учебного процесса).
Таким образом, Г.К. Селевко разбивает структуру педагогической технологии на 3 компонента: концептуальную основу, содержательную часть и процессуальную часть.
Согласно мнению Г.К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методическим требованиям, а именно:
• Концептуальность: должна быть присуща опора на определённую концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения определённых целей.
• Системность: педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
• Управляемость: представляет возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
• Эффективность: современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определённого стандарта обучения.
• Воспроизводимость: подразумевает возможность применения педагогических технологий (повторения, воспроизведения) в других однотипных образовательных учреждениях другими субъектами.
В настоящее время педагогическая наука выделяет несколько типологий урока. В основу классификаций заложены разные признаки. В соответствии с ними выделяют такие типы уроков: вводные, раскрывающие содержание темы, контрольно-учётные, обобщающие и комбинированные. Под структурой урока понимают совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных учебно-воспитательных свойств при различных вариантах. Типы современных уроков могут быть выделены на основании следующих признаков:
• по преобладающему на уроке источнику знаний (по ведущему методу): урок-лекция, киноурок, урок-объяснение и т. д.;
• по характеру организации мыслительной деятельности учащихся: проблемный урок, репродуктивный урок, урок творческой деятельности и т. д.;
• по ведущим видам учебной деятельности: лабораторный урок, урок-семинар, урок-игра, урок-путешествие, урок-зачёт и т.д.; урок с использованием компьютера.
Характерная особенность современного урока - активная (самостоятельная) учебная деятельность учащихся. Одним из способов активации познавательной активности учащихся является обучение их приёмам мыслительной деятельности: анализу, синтезу, сравнению, обобщению и др.
Под активными методами обучения имеются в виду те методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе, в противоположность так называемым традиционным подходам, где ученик играет гораздо более пассивную роль. Близкое содержание вкладывается в понятия "активное социально-психологическое обучение", "инновационное обучение", "интенсивные методы обучения"
Активные методы особенно действенны там, где необходимо не просто дать знания, но и сделать эти знания частью сознания.
В последнее время все большее распространение получают игровые методы обучения (учебные деловые или деятельностные игры основаны на принципе имитационного моделирования ситуаций реальной профессиональной деятельности в сочетании с принципами проблемности и совместной деятельности), методы тренинга (активного социально-психологического воздействия в процессе обучения). Ряд перечисленных выше методов объединяют в группу с условным названием активные методы обучения, подразумевая предполагаемое ими более активное участие обучаемого в планировании и проведении самого учебного мероприятия.
Дискуссии обычно имеют более сильные (чем при традиционной форме обучения) последействия в форме поисковой или познавательной активности за счет эмоционального толчка, получаемого в ходе дискуссии.
В процессе тренинга развитие получают эмоциональный опыт, навыки межличностного общения, расширение сознания и, главное, усиление и удовлетворение мотивов личностного роста.
Большая эффективность учебных деловых игр по сравнению с более традиционными формами обучения достигается не только за счет более полного воссоздания реальных условий профессиональной деятельности, но и за счет более полного личностного включения обучаемого в игровую ситуацию, интенсификации межличностного общения, наличия ярких эмоциональных переживаний успеха или неудачи.
Проблемные методы непосредственно стимулируют развитие творческого мышления. Фактически разрешение проблемной ситуации - это всегда творческий акт, результатом которого является не только получение данного конкретного знания, но и положительное эмоциональное переживание успеха, чувство удовлетворения. Желание вновь и вновь переживать эти чувства приводит к порождению новых и развитию существующих познавательных мотивов.