37. Методика математического развития как научная область.
Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основными целями и задачами математического развития дошкольников являются всестороннее развитие личности, подготовка к школьному обучению, коррекционно-воспитательная работа; формирование системы элементарных математических представлений, формирование предпосылок математического развития, формирование сенсорных процессов и способностей, расширение и обогащении словаря и совершенствование связной речи, формирование начальных форм учебной деятельности.
Методика математического развития связана с различными науками:
• с общая, дошкольная, т.к. опирается на принципы, условия, пути, содержание, методы, средства, формы организации обучения и умственного воспитания
• с общей, дошкольной психологией, так как она определяет возрастные возможности детей в усвоении знаний и навыков
• с физиологией, т.к. закономерности физиологических процессов у дошкольников служат основой для определения места и длительности занятий по формированию ЭМП для каждой возрастной группы детского сада, обуславливают саму структуру, сочетание и чередование различных методов и средств обучения, разных видов деятельности.
Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ («Количество и счёт», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени»).
Значение обучения детей математике (умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое развитие).
Возможности всестороннего развития ребёнка в процессе ФЭМП (сенсорное развитие (ощущение и восприятие), развитие мышления (логические операции: анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение, систематизация, классификация, абстрагирование), развитие памяти, внимания, воображения, развитие речи, специальных навыков и умений, познавательных интересов). Принципы обучения математике (сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, научность, доступность и т.д.) Методы ФЭМП (перцептивный аспект: словесный, наглядный, практический методы; гностический аспект: проблемный, эвристический, исследовательский; логический аспект: индкутивный, дедуктивный методы). Приёмы ФЭМП (демонстрация, инструкция, пояснение, указание и др.) Средства ФЭМП (оборудование, комплекты дидактического материала, литература).